>>49726
В основе сексуального и романтического влечения лежит склонность делать себя субъектом, находящимся в позиции хватания за объект. Это может случиться и когда нас впервые влечет к кому-то, и когда мы уже давно находимся в прочных отношениях. Если мы считаем кого-то объектом, мы «овеществляем» его. Мы вступаем в отношения с кем-то посредством обладания или отторжения, а не с человеком самим по себе, независимым от наших собственных желаний. Буддийская традиция говорит об этом как о пеме, «липкой привязанности». Это означает, что мы цепляемся за кого-то как за желанную вещь, за то, что придает нам полноту как субъекту. Эта привязанность запускает болезненные состояния ума, особенно если мы не получаем желаемого. Мы ощущаем, что наша самоидентификация оказывается под угрозой, и хотим удержать этого человека любой ценой. Мы можем чувствовать ревность даже в довольно тривиальных ситуациях, если объект наших желаний, как нам кажется, обращает внимание на кого-то еще. Наше влечение может обернуться ненавистью, если наши желания так или иначе отвергаются.
Работать с этой склонностью можно, развивая эстетическое ощущение ценности другого человека. Эстетическое ощущение ценности – это не отрицание влечения и не отождествление с ним, не видение себя как субъекта, цепляющегося за объект. Эстетическое ощущение ценности сродни метте. Метта не стремится к обладанию своим объектом, она находит в нем удовольствие. Если мы смотрим на человека с меттой, мы видим его прекрасным, но не хотим владеть его красотой. Поскольку мы видим, что это человек существует независимо от нас, со своими качествами, страхами и надеждами, мы естественным образом хотим помочь его росту и развитию, даже если это означает, что мы должны уйти с его пути. Как объясняет Сангхаракшита, «Метта лишена корыстного интереса. Когда это вопрос похоти, вы хотите вцепиться, когда это вопрос эстетического чувства ценности, вы хотите отойти на шаг и созерцать». Мы можем радоваться ему, не пытаясь обладать или владеть ими.