УСТАВ
«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий отделом
Культуры горисполкома
ЯГОДНИЦЫН
I. ЦЕЛЬ
Средствами фотографии пропагандировать социалистический образ жизни советских людей, в высокохудожественной форме отражать их достижения в строительстве коммунистического общества, показывать труд и быт советского человека.
II. ЗАДАЧИ
Объединение творческих фотографов для плодотворной работа в области художественной фотографии, для творческих связей с другими фотографическими обществами, организациями и клубами, для активного участия в фотографических выставках самого различного ранга.
III. НАПРАВЛЕНИЕ
Репортажный метод съемки, создание художественного фотодокумента эпохи с позиций гуманизма.
IV.
Основным органом самоуправления творческой группы является общее собрание ее членов. В функции общего собрания входит:
- не менee 1 раза в год рассмотрение Устава группы, внесение в него необхоимых изменений и дополнений.
- разработка и утверждение плана работы группы, ее творческих связей.
- рассмотрение работ, представленных на внутренний конкурс, присвоение знака группы.
- прием и исключение членов группы.
Общее собрание группы собирается не реже 2-ч раз в месяц.
V.
Членом творческой группы «ТРИВА» может быть каждый фотограф, овладевший фотографической техникой, имеющий собственное творческое лицо, участвующий в фотовыставках, соблюдающий Устав группы.
Прием в члены группы проводится на общем собрании после просмотра и обсуждения авторской коллекции фотографий (не менее 15) путем голосования. Решение о приеме оформляется протоколом. Члену группы вручается нагрудный знак группы.
VI. Член группы имеет ПРАВО:
1. Голоса на общем собрании группы.
2. Получения информации обо всех мероприятиях группы и участия в них.
3. Пользоваться всеми материалами и оборудованием группы.
4. Самостоятельно принимать решение об участии в фотовыставках работами, отмеченными знаками группы.
5. Предоставлять работы на внутренний конкурс группы.
6. По рекомендации общего собрания представлять коллектив группы на выездных мероприятиях.
VII. Член группы ОБЯЗАН:
1. Соблюдать Правила проведения фотосъемок на территории РСФСР.
2. Соблюдать Устав группы.
3. Своими работами содействовать укреплению фотографического авторитета группы.
4. Способствовать расширению состава группы.
5. Не менее 2-ух раз в год представлять свои работы на внутренний конкурс группы.
6. Ежегодно участвовать не менее чем в 5-ти фотовыставках, из них не менее 2-ч международного масштаба.
VIII. ЗНАК ГРУППЫ.
1. НАГРУДНЫЙ – знак членства в Творческой группе «ТРИВА».
2. ПОЧЕТНЫЙ – красного цвета – проставляется на художественных социально-значимых фотографиях члена группы, получивших международное признание.
3. РАБОЧИЙ – черного цвета – проставляется решением общего собрания по результатам внутреннего конкурса на фотографиях, отражающий творческие достижения члена группы, которые могут претендовать на участие в различных фотовыставках.
Текст настоящего Устава принят на общем собрании группы «ТРИВА» 10.2.80 г.
В. Воробьев
В. Соколаев
А.Трофимов
СПРАВКА
О работе творческой группы фотографов
Кузнецкого металлургического комбината
«ТРИВА»
Состав: В.Е. Воробьев, В.А. Соколаев, А.Г. Трофимов
Все члены группы работают на Кузнецком металлургическом комбинате им. Б.И. Ленина в составе группы технического фотографирования Центральной комплексной лаборатории.
Владимир Воробьев — старший инженер, работает на комбинате с 1967 года, Владимир Соколаев — инженер, работает с 1974 года, Александр Трофимов — фотолаборант, работает с 1977 года.
Творческая группа фотографов КМК «ТРИВА» —самодеятельный творческий коллектив г. Новокузнецка. В качестве такового фотогруппа зарегистрирована в отделе культуры исполкома г. Новокузнецка 4 апреля 1980 года. Ходатайство о регистрации фотогруппы было подписано представителями административных, партийных и профсоюзных организаций Кузметкомбината: зам. директора Н.М. Миловацким, секретарем парткома Е.Ф. Демичевым и председателем профкома Г.В. Моргуновым.
К началу 1980 года (т.е. непосредственно перед объединением) у членов будущей группы уже было участие в 28 фотовыставках самого различного масштаба. Среди них: Всесоюзная фотовыставка, посвященная 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, Всесоюзный конкурс Красногорского механического завода, где работы группы были отмечены дипломом III степени, международная фотовыставка "БИФОТА№79", международная фотовыставка "ЖЕНЩИНА-79 ", серебряная медаль и т.д. В статье, посвященной конкурсу "Красногорск -78", журнал "Советское фото" выделил коллекцию работ группы, как наиболее удачную и цельную в рабочей тематике. Таким образом, к моменту образования группы, у всех трех фотографов уже сложилось одинаковое отношение к фотографии: репортажный метод съёмки, документальность.
В какой-то степени эти взгляды были одной из причин выхода всех трех фотографов из состава городского клуба "Сибирь", где пропагандируется пиктореальная фотография.
Цели и задачи творческой группы записаны в Уставе, который был утвержден отделом культуры одновременно с регистрацией группы (Устав прилагается).
После образования (т.е. в течение 1980 года) "ТРИВА” приняла участие в 19 выставках (список прилагается). Практически, все посылаемые на выставки фотографии сначала выполняли роль оформления заводских стендов. Почтовые пересылки в адрес всех (без исключения) фотовыставок оформлялись по форме I№ 103—М. Для предварительного просмотра и подписи фотографии предоставлялись ответственным работникам комбината (на уровне заместителей директора) или заведующему отдела культуры горисполкома. На некоторые всесоюзные и международные выставки работы изготовлялись на оборудовавши комбината в плановом порядке, согласно письму зам. директора комбината Н.М.Миловацкого.
В настоящее время у членов группы "ТРИВА" возникли большие осложнения как творческого, так и личного характера. Был поставлен вопрос не только о роспуске фотогруппы, но и увольнении с работы всех ее членов. Такая ситуация возникла из-за возврата международным почтамтом коллекций, посланных в адрес международных фотовыставок следующих стран: ЧССР (г.Страконице), ГДР (г. Лейпциг), ; Югославия (тг. Сараево и Нови Сад), Голландия (г.Амстердам). Бандероли с фотографиями были возвращены в адрес городского комитета партии.
Как сейчас выяснилось, именно вследствие возврата, произошли следующие события.
29 января в помещении группы технического фотографирования была проведена ревизия. Комиссия в составе двенадцати человек, под руководством начальника бюро ревизии комбината В.А. Бородина тщательно проверяла фотонегативы. Без объявления причин были также отобраны около семисот фотографий. Эти фотографов: в течение нескольких лет собирались для изъятия из них серебра.
Несмотря на возражения фотографов, часть этих фотографий, несовершенных как в техническом, так в художественном отношении, была обнародована и обсуждалась на различных инстанциях.
30 января прибыла еще одна комиссия: член парткома С.Ф. Златков, инструктор парткома Л.Г.Сенкевич председатель худ. совета городского фотоклуба "Сибирь" Ю.А. Романов и корреспондент ТАСС А.Кузярин. Фотографы предоставили в распоряжение комиссии выставочные фотографии, состоялось краткое обсуждение, во время которого фотографа ответили на поставленные вопросы, касающиеся организации работы творческой группы.
В тот же день состоялся разговор с секретарем парткома В.В.Высшиным, зам. секретаря по идеологии С.И. Зубаревым и инструктором А.Г. Сенкевичем. Фотографии получили отрицательную оценку, а любая попытка со стороны фотографов объяснить содержание фоторабот воспринималась также резко отрицательно.
2 февраля фотографов посетили представители облисполкома и обкома партии (заведующий отдела агитации и пропаганды Е.П. Шмакова). Их сопровождали зам. секретаря парткома С.И.Зубарев и инструктор парткома А.Г. Сенкевич. Разговор снова касался формы работы творческой группы. При этом в вину ставилась не документальная направленность фотографий, а факт их посылки па международные выставки.
3 февраля состоялось заседание парткома комбината. Одним из вопросов повестки был вопрос о работе творческой группы "ТРИВА". Решение парткома было таким: рекомендовать дирекции комбината сменить творческий состав студии, рассмотреть вопрос о соответствии занимаемой должности начальника группы технической фотографии тов. Буянова В.Г. и ходатайствовать перед горисполкомом о роспуске творческой группы "ТРИВА".
6 февраля фотографов и тов. Буянова В.Г. пригласил к себе зам. директора комбината тов. Миловацкий Л.М. Было объявлено устное решение: тов. Буянов В.Г. переводится в одну из лабораторий комбината, а студия закрывается. Фотографам было предложено искать работу за пределами комбината.
Так как решение было неофициальным, фотографы приступили к текущей работе.
13 февраля состоялось заседание бюро горкома партии, на котором утвердили решение парткома.
18 февраля членов группы "ТРИВА" пригласил к себе председатель профкома комбината тов. Моргунов Г.Б. Фотографам было предложено подать заявление на рассчет по собственному желанию. В случае отказа, по словам тов. Моргунова, администрация готова принять одно из двух решений: I) кратковременно закрыть группу технической фотографии, а затем открыть ее с новым штатом;
2) заменить начальника с тем, чтобы новый руководитель в течении короткого времени дал основание администрации на увольнение фотографов "по статье". Тов. Моргунов заверил, что в этих условиях членов группы "ТРИВА" не спасет самое неукоснительное выполнение ими правил трудовой дисциплины и распоряжений администрации.
Наконец, когда 26 февраля начальнику цеха была подана заявка на пропуска, из нее были вычеркнуты фамилии В.Воробьева, В.Соколаева и А. Трофимова. Таким образом фотографы были отключены от выполнения своих прямых обязанностей.
5 марта состоялась встреча группы «ТРИВА» с третьим секретарем горкома партии тов. Тарасовой Э.Ф. В разговоре обсуждалось содержание фотографий, а также перспектива дальнейшей деятельности творческой группы. В настоящее время перспективы эти очень неопределенные.
Со своей стороны, фотографы признают справедливыми большую часть критических замечаний, высказанных в их адрес. Однако не может не вызвать возмущение очень свободная трактовка сюжетов фотографий, искажение их смысла, а тщете анализ их некомпетентными лицами. Все члены творческой группы готовы к самой высокой требовательности к их работам, однако эта требовательность должна сопровождаться и пониманием основ фотографии. Самые большие ошибки в практической работе творческой группы имели место из-за отсутствия тесной связи с фотографическими организациями страны. Это обстоятельство было причиной, например, самостоятельной посылки коллекции фотографий в Голландию. Изложенные события — это большой урок фотографам. Остается только добавить, что для дальнейшей творческой работы, для исправления допущенных промахов необходимы нормальные условия работы.
15. 03. 81
творческая группа «ТРИВА»
не читал по-любому какая-то полит хуета
псссссс
ПРЕДИСТОРИЯ
Итак, по нашей традиции обозначим место и время.
СССР в середине 70-х годов прошлого века, Центральная Сибирь, Кузбасс, Новокузнецк - полумилионный промышленный город с шестью заводами, двумя крупнейшими металлургическими комбинатами и десятком угольных шахт. Город угля и металла, как любили говорить с трибун "отцы города".
Прежде всего, эта Мудрая Сила, (назовем ее для краткости Судьбой), заранее позаботилась о том, что нам было, ГДЕ работать и ЧЕМ работать – о Месте.
Кино-корреспондентский пункт Кузнецкого металлургического комбината, громко именующийся киностудией «КМК-фильм», возник благодаря активности Алексея Зарубина, который питал слабость к кино и решил, как это часто было при плановом хозяйстве, сделать свое хобби своей профессией. Заразил своей идеей друга Николая Миловацкого, зам. директора завода, тоже фотолюбителя, и так случилось, что через некоторое время в Минчермете вышло распоряжение о создании на крупных предприятиях отрасли кинокоррпунктов. Инициативы Зарубина хватило на многое, в том числе и на поиск профессионального оборудования, и на выбивание помещения для своего детища.
ИСТОРИЯ
Много лет киностудия занималась выпуском документальных кинофильмов о людях комбината. В 1974 году я шел по улице с мыслью найти работу. Многозначительная вывеска «Киностудия «КМК-фильм» привлекла мое внимание и оказалось, что киностудии нужны электрики. Студия, общей площадью около 300 кв. метров, занимала половину крыла большого здания в центре города. Помещение было насыщено отечественной кино- и фотоаппаратурой, осветительными приборами, звуковой аппаратурой, десятками килограммов фотохимии, сотнями квадратных метров фотобумаги, километрами кинопленки. И всем этим богатством могли пользоваться всего несколько человек, в число которых попал и я. Сначала стал электриком, а потом и фотографом.
Второе, что нужно для нормального профессионального роста – мотивация. Для фотографа – это возможность выставляться, участвовать в творческих конкурсах, крутиться в творческой среде…
С этим тоже оказалось все в порядке. Городской фотоклуб, который опекала местная городская газета «Кузнецкий рабочий», собирался тут же, в помещении «КМК-фильм» раз в неделю. А раз в год фотоклуб делалотчетную фотовыставку в местном художественном музее, раз в пару лет свою фотовыставку проводил областной фотоклуб. Были еще всероссийские и всесоюзные выставки. Так что, реально можно было ежегодно участвовать в 3-4 фотовыставках разного уровня. С 1975-го по 1977-й год я не пропустил ни одной городской, областной и республиканской фотовыставки.
Третьим элементом для творческого роста является «поляна съемки» - тот объем сюжетов и тем, до которыхфотограф может дотянуться. С этим элементом тоже все было в порядке. В нашем распоряжении находилось все пространство металлургического комбината, 10-12 кв. километров, около 30-ти цехов и 20 тысяч работников. Никто,кроме нас, не мог снимать в его цехах -предприятие было режимным. Кроме того, само помещение киностудии располагалось не на территории завода, а в центре полумиллионного города, по которому мы могли двигаться в любом направлении и в любое время суток. И город, и завод были в нашем полном распоряжении - так решила Судьба.
Немаловажным было и то, что все руководство и комбината и города, партийное и остальное, знали нас в лицо. Ведь без кино- и фотосъемки не проходило ни одно серьезное мероприятие, ни в городе, ни, тем более на комбинате. На обеих демонстрациях, майской и ноябрьской, мы трудились - стояли под трибуной с руководством города и снимали проходящие мимо колонны.
И наконец, четвертый, необходимый элемент для любого развития - Наставник. Он же - первый по значению. И об этом позаботилась Судьба. Своего наставника мы обрели в лице Владислава Афанасьевича Запорожченко, работавшего тогда собственным корреспондентом «Комсомольской Правды» в областном центре. Сначала он нам «не приглянулся». Небольшого роста, быстрый, взгляд с прищуром, не прямой, речь больше вопросительная, состоящая более из предположений, а не утверждений. Но его замечания и слова побуждали к размышлению, а правота их была неявной и обнаруживалась не сразу. У него есть глубинное внутреннее чутье. Даже не на саму фотографию, не на сюжет, не на форму подачи, а скорее на то, что в основе. На тот глубинный импульс, что движетфотографами, заставляя сгибаться палец. Тот импульс, который невозможно отследить, ибо он опережает (и должен опережать) мысль. Тот импульс, который еще до мысли. Тот импульс, который и делает из человека с фотоаппаратом фотографа, а из фотоснимка – фотографию… Вот такую фотографию, созданную этим импульсом, Запорожченко распознавал и находил среди огромной кучи фотоснимков, даже если она там была всего одна. Этому распознаванию он учил и нас, на наших и чужих фотографиях. Пожалуй, из всех даров Судьбы, встреча с ним – лучший из даров.
Через какое-то время мы обнаружили, что снимать металлургию отечественной фотоаппаратурой нелегко: перепад яркостей раскаленного металла таков, что отечественная оптика и пленка не справляются. Глаз видит, а камера не фиксирует. А жюри выставок фотографии «рабочей тематики» принимало с удовольствием. Пришлось преодолевать несовершенство отечественной аппаратуры и фотопленки. Мы подошли к вопросу по-научному: провели тесты всех фотоаппаратов и объективов, которыми пользовались и выявили лучшие по качеству изображения, и по надежности. Затем так же тщательно разобрались с обработкой пленок: провели тестовые и резольвометрические испытания всех поступающих фотопленок, сравнили их с заводскими. Так же последовательно подошли к выбору проявителей. После этого мы узнали, что способна зафиксировать советская фотопленка в советском фотоаппарате, а что – не может. Оказалось, что внутри подавляющего числа заводских цехов мы снимать не имеем возможности – техника не позволяет… Возникла дилемма - творческий импульс есть, а реализован быть не может… Потому что - нечем.
На дворе 78-й год. В своем городе зарубежные фотоаппараты мы могли видеть только на животе корреспондента ТАСС по Кузбассу Анатолия Кузярина. Ни в одном магазине СССР такая аппаратура не продавалась. Ее выдавали в АПН и ТАСС собственным корреспондентам или привозили те советские граждане, что работали в зарубежных странах и получали за свою работу инвалюту (не на руки, а на счет). Хождение иностранных денег в СССР было запрещено законом и наказывалось довольно строго. А за рубежом на «честно заработанные» можно было купить аппаратуру и привезти в Союз, как бы «для собственных нужд». «Выездные» так и делали: из каждой поездки привозили фотоаппаратуру и сдавали ее в комиссионные магазины, откуда аппараты раскупались советскими фотолюбителями. В Сбербанке доллар стоил 78 копеек, но на черном рынке его курс был 5 рублей. Поэтому, меняя в Сбербанке доллары на рубли, человек за 300 долларов получал только 240-250 рублей. А потратив за границей 300-350 долларов на зеркальный фотоаппарат, он сдавал его в московский комиссионный магазин за 1400-1600 рублей. Разница была ощутимой и сущестовал целый пласт «выездников», подрабатывающих поставками фотоаппаратуры для советских фотолюбителей. Поэтому в Москве, Ленинграде и других портовых городах фотоаппараты бывали, хоть и по стоимости годовой зарплаты советского инженера (1200 – 1500 рублей).
И вот в 1978 году Судьба дала мне шанс. Серьезный руководитель серьезной организации заказал мне большую съемку по своему предприятию и нашел возможность всю ее оплатить. На руки я получил 1400 рублей, как раз на хороший иностранный фотоаппарат. С этими деньгами я поехал в Ленинград на очередную сессию, а на обратном пути в Москве, в подворотне комиссионного магазина Судьба свела меня с владельцем зеркальногофотоаппарата CANON EF. Отдавать такие деньги за автоматическую фотокамеру, которую никак невозможно проверить в подворотне, было безумием, но Судьба подстраховалась. В подворотне я поменял все свои деньги на новую исправную фотокамеру, лучшую в своем классе, и долго петлял по улочкам Москвы, чтобы сбить со следа возможную погоню.
Вернувшись в Сибирь, я первым делом отснял фотопленку на всех автоматических режимах, проявил ее и отпечатал. Когда Володя и Саша увидели, что вся фотопленка абсолютно ровно проэкспонирована: и на улице, и в помещении, и против солнца, и в тени, они зарядили свои фотоаппараты PRAKTIKA и «ЗОРКИЙ-4», отсняли те же сюжеты, (для сравнения) проявили и напечатали фотографии. Когда отпечатки положили рядом, наступила пауза – всем всё стало очевидно. Добавить к увиденному было нечего. Молча мы пошли пить чай. Надо было искать деньги и покупать иностранные фотокамеры…
Через некоторое время Александр напрягся и месяца через три уехал с деньгами в Москву, где в том же комиссионном магазине Судьба подарила ему, а через него, и нам легендарную дальномерку «LEICA M3» с набором оптики. Пишу "подарила" потому, что досталась она по цене, в пять раз меньшей ее стоимости. А еще через пару месяцев, когда денег уже не было, а камера была нужна, Судьба передала в его руки и вторую «LEICA M4». Передала почти даром, просто «за копейку».
Считаю, что второе рождение фотографа в каждом из нас произошло, благодаря смене аппаратуры. И объяснялось оно просто резко возросшими техническими возможностями. Это был 1979 год.
Теперь в наших руках были лучшие профессиональные камеры и никаких препятствий для появления хорошей фотографии не осталось. Новая аппаратура позволяла снимать все, что видел глаз. И фотографии посыпались как из рога изобилия – по десятку и более в месяц. «Ни дня без снимка» - переиначенный под фотографию девиз журналистов висел на стене чайной комнаты, где мы обсуждали вопросы теории и практики, рассматривали новые фотографии друг друга.
Рамки местного фотоклуба как-то резко стали тесными, вопросы, обсуждаемые на его встречах – мелкими, несерьезными. Количество фотовыставок для реализации потока фотографий – слишком маленьким. Да и фотография наша стала другой – более профессиональной. Поэтому из фотоклуба мы вышли… Втроем и сразу.
Надо сказать, что в то время такой профессии как «фотограф» на территории СССР не существовало, не было ее в перечне профессий. Те, кто работал в периодических изданиях: газетах, журналах, советских агентствах АПН и ТАСС назывались «фотожурналистами» и могли вступить в Союз журналистов. Те, кто делал фотографии населения на паспорт и для дома, именовались «фотографами службы быта», «бытовиками». А остальные люди, получающие деньги именно за фотографирование, были «подснежниками», числившимися в штатах предприятий как инженера, техники, рабочие, преподаватели, сторожа, лаборанты и прочие. А поскольку нет профессии, нет и профессиональных учебных заведений: техникумов и вузов. Поэтому все фотографы в СССР были самоучками. Все преодолевали профессиональные трудности, связанные с фотохимией, фотопечатью, постановкой света, в одиночку. Все «изобретали велосипеды», собирали их и ездили. Кому-то везло больше, ибо рядом были старшие товарищи, коллеги по увлечению. Кому-то из горожан везло еще больше - в их городе был фотоклуб. Несмотря на то, что нашей профессиональной обязанностью было создание и изготовление фотографий, мы были обычными «подснежниками» – инженерами, техниками и лаборантами заводской лаборатории. То есть – фотолюбителями. И отвечало за нас определенная организация, для того и созданная – журнал «Советское Фото».
Через какое-то время наши фотографии засветились на всероссийской и всесоюзной фотовыставках и, в очередной поездке через Москву в Питер, я познакомился с зав.отделом по работе с фотолюбителями Михаилом Леонтьевым. Показал ему фотографии, чем очень заинтересовал.
Так вот, все связи с «зарубежьем», в том числе и фотографические, определялись законом «железного занавеса» и маленькими «окошечками» в его монолите: «для науки», «для техники», «для родственников», «для культуры»… За каждое направление отвечало соответствующее министерство, с кураторами из «большого дома на Лубянке». Фотографы-любители в СССР окармливались единственным фотожурналом «СФ» во главе с редактором Ольгой Сусловой, родственницей «главного идеолога страны». Именно она имела доступ к «окошечку для культуры». В журнале печатались разные снимки, а иногда на его страницах публиковалась информация о том, что в очередной стране соцлагеря прошла очередная фотовыставка, где очередные фотографы, близкие журналу, получили очередные премии или призы. Так что для всех фотолюбителей Советского Союза (за исключением прибалтов, у которых был свой Фотосоюз) проход к «окошечку» для высылки фотографий за рубеж шел через приемную журнала «СФ» и некоторых его работников.
Когда мы начали искать выход на зарубежные выставочные площадки, то довольно скоро обнаружили и местонахождение «окошечка», и правила, в которые надо играть, чтобы фотографии попали в очередную коллекцию. Коллекция формировалась в «Советское Фото» парой-тройкой «специальных людей», в обязанности которых входили просмотр, просев и отбор всех отправляемых за рубеж фотографий с учетом их идеологической направленности. Мы решили, что лишние цензоры нашим фотографиям не нужны и стали искать другие законные пути «за бугор» в обход редакции «СФ».
Оказалось, что фотовыставок, даже с учетом всех соцстран (Германии, Венгрии, Чехословакии и Польши) немного, не более десятка. Информация о них на русском языке (т.е. в «СФ») отсутствовала полностью, за исключением пары-тройки международных фотовыставок типа «ИНТЕРПРЕССФОТО», «PENTAKON-ORWO», формирование союзной коллекции на которые происходило в редакции «СФ». Нас же, кроме условий и сроков конкурса, интересовали и адреса организаторов, чтобы можно было отправить посылку с фотографиями непосредственно в жюри выставки, минуя промежуточных советских цензоров. Такая информация иногда публиковалась в немецком фотожурнале FOTOMAGAZIN, который нерегулярно приходил в отдел иностранной литературы городской библиотеки, иногда – в еще более редком для провинции венгерском журнальчике FOTOИ уж совсем редко – в польском и чешском фотожурналах. Чтобы воспользоваться этой информацией, пришлось восстанавливать знания немецкого языка, знакомиться с польским и чехословацким словарями. Мы подготовили шаблоны обращений к организаторам выставок на английском, немецком, польском, венгерском, французском и чешском языках с просьбой о присылке формуляров и стали регулярно рассылать письма по тем адресам, что находили в журналах. Затея удалась. Не знаем, как реагировали организаторы на внезапные письма из-за «железного занавеса», на формуляры и приглашения стали приходить.
Мы собрали первую коллекцию, и тут обнаружилось, что за рубеж фотографии может посылать только официальное лицо, то есть организация, и только через Международный московский почтамт. Только на нем есть бланки «формы № 103М», без которой посылка с фотографиями через границу не пропускается (не выполнены требования к пересылке), а просто теряется в недрах Почты СССР. На Новокузнецком городском почтамте о форме № 103М и слыхом не слыхивали, и в глаза ее никогда не видели. Но, тем не менее, нам в приеме зарубежных посылок не отказывали, впрочем, никак не гарантируя то, что послание дойдет до адресата. На самом ММП мне выдали только один экземпляр формы-103М, в то время как на каждое отправление надо было два экземпляра. Где хочешь, там и бери остальные экземпляры, а вся множительная техника в СССР на спецучете в КГБ, даже печатные машинки. Нам предстояло каким-то образом размножить имеющийся экземпляр «формы 103М», внести в него названия всех посылаемых фотографий, заверить гербовой печатью и подписать первым лицом предприятия или его заместителем. Для нашего случая – директором гиганта-завода или его замом. Другого способа участвовать в зарубежных выставках, живя в сибирском городе в 3500 километрах от Москвы, не было.
С размножением мы справились легко – подвернулся временно неучтенный, (благодарение Судьбе),«ксерокс» - очень редкая в Сибири того времени «штучка». Отпечатали 100 штук "формы № 103М". А далее – надо было создавать собственную фотоорганизацию.
ОБЪЕДИНЕНИЕ
И тогда за одним из чаепитий мы решили объединиться. И из трех фотографов создать «Творческое фотографическое объединение профессиональных фотографов «ТриВА». Три – два Владимира и Александр. Сказано – сделано. Разработали Устав, знак-логотип, отпечатали на картоне и лично передали в отдел культуры горисполкома, приложив к заявлению о регистрации ходатайства от администрации, парткома и профкама завода. Власти, как я уже писал, в лицо нас знали, о наших творческих достижениях были осведомлены через городскую газету. Через какое-то время Устав был утвержден и подписан заведующим отделом культуры. Мы стали официальным лицом, не юридическим, но все-таки.
С этими документами и выставочными фотографиями мы появились в кабинете зам. директора комбината Миловацкого. Сначала мы сказали правильные слова о советском человеке и своем желании прославлять его труд за границами нашей Родины. Затем мы разложили фотоработы на столе и предложили Николаю Митрофановичу помочь отправить их за границу, то есть поставить свою подпись и гербовую печать на первой группе посылок. Он посмотрел фотографии, увидел, что большинство из них ему знакомы по выставкам и всяким заводским стендам, пожелал нам успеха и расписался на всех «формах № 103М». Фотомост «Сибирь – зарубеж» заработал.
Какой пиздец на фотографиях. Совок настолько ужасен, что становится удивительно, почему сейчас так помпезно празднуют день победы, вместо того чтобы праздновать день крушения совка.
Люди в совке были приравнены к скоту. На первых фотографиях видно как на улицы "выбрасывали" мясо. В совке ничего не продавалось, а "выбрасывалось". Люди заплатив деньги вынуждены были тащить в руках окровавленную голую тушу домой. Везти ее прямо в автобусе. На булькающем лиазовском "лунаходе" или старой львовской развалине. Пакетов не было, да и оберточная совковая бумага бы не помогла. Все равно вся промокла от крови.
Извиняюсь, прикорнул. Сейчас продолжим.
Заказов на фотографии от завкома партии и комсомола, которым мы подчинялись, нам уже не хватало. Чтобы иметь повод для съемки мы рекомендовали начальникам цехов заменить фотографии на цеховых досках почета с привычных паспортных портретов на «портреты с рабочих мест». Но и этого было мало. Стали внимательно приглядываться к тому, чем живет завод, стали искать и как-то разрабатывать темы. Стали больше снимать в городе, на его улицах.
Выставочных площадок нам тоже перестало хватать. Тогда мы предложили завкому КПСС переоборудовать под выставочный сорокаметровый стенд на одной из трех главных улиц города: убрать из него цифры и показатели работы завода и вставить репортажные фотографии из его цехов. Проработали дизайн, необходимые изменения в конструкции, начертили чертеж, заверили его в завкоме, договорились с рабочими. И через месяц круглосуточная выставочная площадка под фотографии поступила в полное наше распоряжение.
В зависимости от формата, стенд вмещал в себя, от 20-ти до 60-ти фотографий, по семи темам. Обновлять его мы собирались раз в три месяца. Для нас настала горячая пора. Мы сами находили темы, утверждали их в завкоме партии, договаривались с руководством цехов, с людьми и снимали, снимали…
Новые фотоаппараты имели объективы с такими характеристиками, которые не могли быть реализованы на любительских фотоувеличителях. Мы сконструировали и своими руками изготовили насадку с точечным источником света для отечественного фотоувеличителя «Беларусь 2», кабинет начальника переоборудовали в фотостудию с меняющимся фоном и оснастили ее самодельным осветительным оборудованием на основе прибалтийских фотовспышек FIL с фотосинхронизаторами и рассеивателями из дождевых зонтов, покрашенных водоэмульсионной краской. В этой фотостудии мы могли снимать фотопортреты передовиков на Доску Почета при феноменальной диафрагме 11 и даже 16.
Мы протестировали всю отечественную черно-белую фотопленку и определили, что оптимальным соотношением «цена-качество» обладает шосткинская фотопленка «СВЕМА». Конечно, в Казани изготавливали пленку с лучшими характеристиками, но невозможность регулярно получать свежую пленку с «ТАСМЫ» делала ее неконкурентной. А снимали мы много, более 1000 пленок в год на троих. Поэтому поступали просто: находили в магазине фотопленку с минимальным временем проявки, покупали одну, проверяли на плотность вуали и, если пленка нас устраивала, закупали на свои деньги две-три упаковки. Своими руками изготовили водяной фильтр для очистки промывочной воды.
Серьезно подошли к формированию личных фотоархивов. Разработали систему архивации и хранения негативов, а главное, нашли способ быстрого контактного копирования всей пленки. Сейчас это называется «фотопринт». Теперь любой негатив мы могли найти в течение 5-10 минут по его изображению. Через пять лет нам в руки попал фотожурнал со статьей о легендарном фотоагентстве «МАГНУМ». Их система ведения фотоархиваоказалась идентична нашей. Ту же систему ведения архива мы сохраняем и по сей день.
Одним словом – технологическую сторону всех ступеней фотопроцесса мы привели в соответствие с уровнем фотоаппаратуры.
Все фотографии, прошедшие на всесоюзные, зарубежные и международные фотовыставки мы вывешивалина "фотографическую доску почета" в большом просмотровом зале студии, а к тем из них, которые удостоились наград, прикрепляли соответствующую надпись. О каждой своей победе мы сообщали в городскую газету, и соответствующая информация появлялась в разделе «новости культуры».
В 1980-ом году в очередной поездке через Москву я зашел в "СФ", где готовилась в печать наша статья о переделке фотоувеличителя, рассказал Михаилу Леонтьеву об организации "ТРИВА" и показал наш уличный стенд. Он как-то очень взволновался и уточнил: "Все те фотографии, что ты мне показываешь, вы вывешиваете на этом стенде?" Я ответил, что да... Тогда он куда-то убежал, а вернувшись сказал, что к нам в "ТРИВА" приедет сотрудник журнала.
Сотрудником оказался молодой Александр Аксенов. Он приехал неожиданно быстро, пробыл у нас дня три: просмотрел множество фотографий, задал множество вопросов, внимательно изучил фотографии на "доске почета". В городской фотоклуб он не ходил - такого задания у него не было. Отобрал некоторое количество фотографий и уехал, пообещав уведомить о выходе статьи.
К тому времени участие фотогруппы в выставках мы поставили на поток. Регулярно просматривали вдоступных журналах все объявления о новых конкурсах и выставках, рассылали запросы на формуляры. После того, как фотография одобрялась всеми, мы печатали ее в 10 экземплярах, штамповали знаком «ТРИВА» и отправляли в хранилище.
Очень серьезно прорабатывалась теория фотографии, ее репортажная основа, обоснованность и границы документального подхода к фотографированию. Съемка 50мм. объективами, «штатниками», стала определяющей, ибо созданная ими фотография сохраняла привычную для глаза перспективу, а при рассматривании создавала ощущение "окна в событие". Метод погружения в событие стал основным способом съемки. А чтобы подчеркнуть полноту документа, мы стали печатать со всего негатива, вместе с перфорацией. Через какое-то время от перфорации отказались,- слишком "художественно",- а печать с полного негатива сохранили до сих пор.
Следуя настоятельному совету Владислава Запорожченко «учиться на шедеврах», мы всеми способами искали шедевры мировой фотографии, переснимали их и внимательно изучали. Однажды в руки нам попала книга “BEST OF LIFE”, неведомым образом заблудившаяся в Новокузнецке, - принес один из старых фотолюбителей. Весь толстенный «кирпич», был нами переснят и переведен в слайды, для возможности показывать на экране. Это богатство мы внимательно изучали несколько лет.
Тогда же, в 1980-м году опробовали новый способ подачи своих фотографий - альбомный. Наш первый фотоальбом состоял из набора выставочных фотографий группы "ТРИВА", был собран вручную по специальной методике, назывался "FOTOFABER" и существовал в двух экземплярах. Один экземпляр мы отправили Владиславу Запорожченко, другой оставили себе - на память.
Одним словом – все покатило и закрутилось. Мы догадывались, что так хорошо долго продолжаться не может. Ведь развитие идет через преодоление сопротивления – таков закон Природы. Но что все закончится так быстро – не предполагали. Официально группа «Трива» просуществовала с апреля по конец января - меньше года.
РЕАКЦИЯ СРЕДЫ
Началось все достаточно безобидно – с перехода на очередную ступень выставок, от "соц.стран" к "кап.странам". В конце 1980 года в наши руки попали фотокопии страниц зарубежных журналов с адресами фотовыставок и фотосалонов в капиталистических странах: Японии, Франции, Голландии, Испании, США, Малайзии и других. По заведенной традиции мы отправили на некоторые из адресов запросы на участие. Одновременно, Запорожченко прислал из Москвы письмо с вложением, о котором мы давно мечтали - с формуляром на участие в самом престижном фотоконкурсе журналистской фотографии WORLD PRESS PHOTO. Хоть наши фотографии, строго говоря, не были журналистскими, т.к. никогда не заказывались прессой и не публиковались, некоторые из них, по нашему мнению, имели шанс попасть в коллекцию WPP. Мы решили попробовать поучаствовать. Тем более, что entry form WPP был у нас на руках. Да и само участие в конкурсе могло резко повысить и нашу самооценку, и наш авторитет в профессиональной среде. Но, Судьба, видимо решила, что наше время еще не пришло…
В ожидании прихода приглашений, мы внимательно просмотрели всю выставочную коллекцию группы, отобрали самые сильные фотографии, напечатали их в нужном формате и оформили два блока посылок. С подписями и печатями на «форме № 103М» вопросов тоже не возникло – фотографии были из привычной, много раз виденной обоймы. Блоки отличались тем, что в одном из них все посылки направлялись в «капиталистические» страны, а другом - в "соцстраны" и в Голландию на World Press Photo. С "кап.странами" Союз не дружил, поэтому правила пересылки в них могли отличаться от правил стран «соцлагеря» - эти правила надо было знать и учитывать. Знать их мог только тот, кто этой дорожкой хотя бы пару раз прошел. Таких в Новокузнецке не было. Вообще никто, кроме нас, фотографии за рубеж в те времена не посылал. Мы отнесли посылки на почту и занялись текущей работой. А через три недели началось…
Не пости больше совок. Я не могу смотреть на этот ужас.
Я начинаю представлять себя сейчас в современном совке. Без интернета. Без аниме и игор. С обязательной политэкономикой, ебаным радио Маяк и первым аналом со скабеевой и соловьевым-шапиро. Старые, разваливающиеся и воняющие бензином автобусы с громыхающими дверьми. Зелёные электрички с заблеваными тамбурами. Куски протухшего мяса прямо на улицах. Алкаши. Смрад от общепитовской заводской столовой в рыбный день.
Я могу сделать перерыв, но статью и фотоархив всё же надо будет добить, там ещё много, поездка в Сибирь и Киев например. Ну и обещания я обычно выполняю - обещал фотоархив - значит нужно доделать, такой уж я Биджин.
Это ты статьи пишешь?
Сотни раз видел эти фотки, но кто автор не знал.
Спасибо анон.